О Штрих-Коде
Штриховой код EAN
Для четкой фиксации всех имеющихся сведений о товаре и его автоматической идентификации повсеместно применяется штриховой код, который в настоящее время обладает достаточно большим спектром образцов – так называемыми символиками. В свою очередь указанные стандарты имеют условное разделение на товарную группу и технологическую.
Товарные штрих-коды
Данный вид кодов в мировом масштабе был сформирован Международной ассоциацией EAN по отличительному признаку, указывающему на конкретного производителя товаров, т.е. для проведения его точной идентификации. С товарными штриховыми кодами на территории Российской Федерации работает ассоциация ЮНИСКАН - добровольная неправительственная организация некоммерческой направленности, в которой уже к концу 1994 года зарегистрировалось около двухсот предприятий. Если говорить о её деятельности относительно международной системы EAN, то стоит заметить, что только членам ЮНИСКАН, в рядах которых есть также украинские, латвийские, белорусские фирмы, комбинаты и объединения - как «легкие», так и «тяжелые» предприятия, разрешено кодировать свои товары. Правда, доля нероссийских членов в ЮНИСКАНе достаточно скромна, и если предприятие здесь не зарегистрировано, но пользуется штрих-кодом, то данные действия расцениваются как нарушение международных правил и непременно преследуются судебными санкциями.
Технологические штрих-коды
Применяются как маркировка совершенно любых объектов, нуждающихся в автоматизированном сборе информации об их перемещении, а также дальнейшем их применении. Основной целью технологических кодов является предоставление дополнительной информации о товаре, а использовать их можно как вместе с товарными кодами EAN, так и отдельно от таковых. Как пример можно привести такой распространенный товар, как телевизор, технологический код которого в стандарте EAN-13 содержит следующую информацию: модель телевизора, его серийный номер, его номер гарантийного талона и прочие технические характеристики изделия. Также применение технологических кодов идентифицирует места хранения товара, его деталей, материалов, узлов и даже тары, в которой и происходит хранение. Причем методическая база стандартов разрабатывается Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового кодирования AIM, а российская символика штриховых кодов возникает как результат деятельности упомянутой организации: с учетом особенностей национальных образцов и качеством нанесения штрихового кода на определенный участок товара. Но никакого указания на дату изготовления товара штриховые коды EAN-13 и EAN-8 не содержат, идентификация каждой продукции на международном рынке является уникальной и не классифицирует товар, а только распознает его.
Штриховой код EAN наносится фактически на всю продукцию, востребованную на потребительских рынках в развитых странах мира, определяя производителя и конкретный товар. Из явных достоинств штрихового кодирования, которое обязательно во внешней торговле, является его способность положительно влиять на конкурентоспособность продукции, значительно повышая его престиж, а также выгодно для товара же корректировать уровень культуры обслуживания потребителей. Если взять во внимание технические моменты нанесения штрихового кода на этикетку или на упаковку продукции, то, вопреки некоторым сомнениям о его рентабельности, этот процесс не влияет ни на срок его производства, ни на окончательную стоимость товара.
Привычные нам источники автоматической идентификации продукции – штрих-коды, которые выстроены по горизонтали и читаются в одном направлении, называются линейными и представляют собой последовательность непосредственно самих штрихов и пробелов между ними. Такое чередование определенных по высоте штрихов считывается специальными оптическими устройствами, чаще всего достаточно простыми и недорогими – сканерами или бар-сканерами штрих-кода. Зашифрованная информация штрих-кода автоматически читается путем пересечения его лучом сканера, а в качестве базового принимается самый узкий штрих – так называемый модуль. Остальные штрихи и пробелы кода должны составлять два и три модуля, т.е. иметь две или три толщины вышеуказанного наименьшего штриха, быть кратными целому числу модулей.
Изображение всего штрихового кода может быть различным по величине, но для определенного стандарта ширина модуля является размером постоянным. К примеру, говоря о штрих-коде EAN-13, уже упомянутом выше, можно заметить, что здесь модуль меняется в пределах 0,264-0,66мм.
Весь штриховой символ имеет четыре части:
- Это «начало», комбинация элементов, которые определяют направление считывания, обозначая начало зашифрованного сообщения.
- Сами данные о товаре, так называемая серия информационных символов.
- Гарантия надежности дешифрации всех представляемых в коде данных, изображенных в виде комбинации элементов контрольных знаков – одного или сразу нескольких. Эта часть штрих-кода позволяет автоматически проверять и правильность считывания кода, и его достоверность, и его подлинность.
- Последняя часть штрихового кода – это обозначения конца слова, своеобразная комбинация символики «конец».
Разновидности кода:
- EAN-8 (сокращённый) — кодируется 8 цифр.
- EAN-13 (полный) — кодируется 13 цифр.
- EAN-128 — кодируется любое количество букв и цифр, объединенных в регламентированные группы.
Коды EAN-8 и EAN-13 содержат только цифры и никаких букв или других символов. Например: 2400000032639. Кодом EAN-128 кодируется любое количество букв и цифр по алфавиту Code-128. Например: (00)353912345678(01)053987(15)051230, где (15) группа обозначает срок годности 30 декабря 2005.
Важно отметить, предназначение штрихового кода EAN, это идентификация товара, и ни какой другой товар не может имеет такой же штрихкод.